1409835423

Фото: Thinkstock

Как организовать обучение в компании? Какой формат выбрать, на чем следует сделать акцент во время кризиса – на развитии профессиональных или личностных качеств?

Отвечает

99

Жанн Смотрич

создатель и идейный вдохновитель Международной Академии Маркетинга

 

 

В момент кризиса бизнес как никогда придирчиво оценивает свои активы и пассивы, рассматривает негативные и оптимистические сценарии развития компании в контексте экономической, а в Украине – и политической ситуации. Ручаться за любой сценарий развития событий едва ли кто рискнет. Горизонт планирования сузился до «завтра». И эксперты, и матерые «практики» сходятся в одном: работать придется больше и, скорее всего, намного больше, чем раньше. Как говорила Алиса в Стране Чудес Льюиса Кэрола, «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее».

Главный актив – что это?

Люди – самый главный актив. Это тот фундамент, на котором может выстоять качественно построенный бизнес в любую «непогоду». Как правило, о развитии, и тем более образовании сотрудников руководство компаний задумывается, когда все хорошо и есть некоторые «излишки». Нас приучили к тому, что оплаченный компанией тренинг или курсы – это некое поощрение за хорошо сделанную работу. И подходить к руководителю со счетом за обучение можно, только когда обстоятельства способствуют и шеф «в настроении». В то же время прискорбно не осознавать, что образование сотрудников в период нестабильности – это тот мощный толчок, который может не только правильно мотивировать сотрудников, но и принести ощутимую пользу уже в краткосрочной перспективе.

Как организовать обучение в компании?

Важно понимать, что обучение и развитие – это не одно и то же. Обучение – это системное, зачастую узкоспециализированное, методически выверенное образование. Сюда относим краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы, выгода от которых состоит в том, что у обучаемого есть возможность и, самое главное, задача здесь и сейчас применить все то, чему его учат.

Развитие, куда мы отнесем семинары, тренинги, конференции и мастер-классы – это must have для любого уважающего себя специалиста. И нет ничего зазорного в том, чтобы в такие профессиональные «развлечения» сотрудник инвестировал самостоятельно. Более того, даже в нашей стране уже выросло поколение профессионалов – постоянных посетителей отраслевых конференций, которые посещают их не столько с целью напитаться контентом и «поймать идею», сколько с дальним прицелом обрасти связями в «тусовке».

Есть несколько вариантов организации обучения

Создание корпоративного университета

Отличная практика, которая мало-помалу начала приживаться и в украинских компаниях. Позволяет не только вовремя «подхватить» перспективного менеджера и вырастить из него специалиста, но и «отрезать» тех, кто не мотивирован на дальнейший рост в компании. Собственная «кузница кадров» оправдывает себя с точки зрения закрытия вакансий из внутренних резервов компании, но, к сожалению, не всегда оправдывает инвестиции.

Плюсы:
- собственная «кузница кадров»;
- «социальный пакет» для сотрудников компании.

Минусы:
- большой объем инвестиций;
- издержки «замкнутой системы».

В процессе обучения в таком университете в период работы в компании преимущества для сотрудников очевидны. Однако при переходе на другое место работы оказывается, что приобретенные знания довольно узки, немасштабируемы и почему-то не очень ценятся среди HR-ов других компаний.

Привлечение тренинговой компании

Как правило, привлекая тренинговую компанию для проведения семинара или ряда тренингов, компания-заказчик пытается выбрать такую тему, чтобы обучить как можно большее число сотрудников. При этом страдает качество повышения компетенций каждого из участников тренинга. Не будет лишним напомнить, что тренинг – это оттачивание навыков и мастерства, и ни в коем случае не системное образование. Наиболее эффективные тренинги – наиболее узкоспециализированные. Рекомендуемое количество участников: 5-7 человек. Перед проведением тренинга обязательно тестирование или аудит, чтобы удостовериться в том, что все участники стартуют с одной и той же точки отсчета. Это, как правило, ведет к сокращению рекомендуемого числа слушателей, что невыгодно ни тренинговой компании, ни, как ни парадоксально, компании-заказчику.

Плюсы:
- небольшая стоимость;
- минимальное время обучения.

Минусы:
- неизмеримая эффективность;
- короткий пост-эффект мотивации.

Международные программы обучения

Международные программы обучения популярны среди тех компаний, которые привыкли не платить, а инвестировать. Это могут быть долгосрочные программы (1,5-2 года). Обучение на них для отдельных «звезд» оплачивает компания, как правило, с подписанием обязательства со стороны сотрудника о том, что обновленный специалист проработает на благо компании еще 2-5 лет. Среднесрочные программы, для обучения на которых отправляют целые отделы или отдельных сотрудников с целью сплотить, научить работать в связке, говорить на одном языке и на достаточно высоком профессиональном уровне, и, что самое главное – разработать в процессе обучения общую стратегию, которой сполна воспользуется компания.

Как правило, краткосрочные программы своим приятным «побочным эффектом» имеют профессиональную сертификацию. А именно, для того чтобы подтвердить соответствие определенному уровню, необходимо сдать непростой экзамен. Причем, что важно, учитывая гримасы нашей порочной вузовской системы, сдача экзамена происходит независимо, и, раз уж это международная программа, в органе, который абсолютно отделен от обучающей структуры, что в полной мере может гарантировать объективность оценки знаний. Для большинства участников обучения – штука не из приятных, но, надо признать, из этой передряги выходят специалисты совершенно другого уровня.

Уже сейчас в нашей стране есть программы, которые позволяют получить сертификат, подтверждающий квалификацию сотрудника по одному из уровней Европейской квалификационной системы. Такая сертификация для руководства компании становится независимой оценкой знаний сотрудников и позволяет получить и подтвердить новый, европейский уровень знаний.

В таких программах традиционно очень сильна методология. Она же – гарантия качества знаний и высокого уровня их преподавания. Преподаватели таких программ также сертифицированы – круг замкнулся. Все строго, сурово и точно, как в Европе. Сдал международный экзамен – выходи на новый уровень. Не сдал – о повышении не мечтай.

Еще один немаловажный момент – чтобы пройти такую программу обучения, необязательно ходить на лекции в образовательный центр или школу. Программа может быть адаптирована под цели и задачи компании в разрезе нескольких модулей, опять-таки, после бесплатной обязательной процедуры аудита отдела. Основа останется той же – международная методология, выверенная структура подачи учебного материала, зарекомендовавшая себя, актуализированная практика. А значит, заказчик светлого будущего получит обученных по международным стандартам сотрудников, которые не только слышали как, но и уже завтра могут «выйти в поле» и показать отличные результаты.

Плюсы:
- оптимальный срок обучения (до полугода);
- гарантированный результат в виде адаптированной европейской методологии;
- европейские дипломы для сотрудников;
- подтвержденная высокая квалификация сотрудников.

Минусы:
- риск не сдать экзамен (что не всегда является индикатором уровня знаний и полученных сотрудником навыков);
- немалая стоимость обучения.

Развитие качеств: профессиональные или личностные?

Несмотря на неочевидный конфликт этих категорий, он все же незримо присутствует. В условиях «сжатого времени» мы все же вынуждены выбирать, чему посвятить оставшееся от трудовых будней время.

Ответственность за развитие личностных качеств уже взяла на себя наша окружающая среда. Украинская действительность сегодня развивает в нас мужество, силу воли, национальную гордость, смелость, патриотизм и дух свободы. Мы можем помогать ей развивать в нас лучшее, посвящая больше времени семье, детям и любимым людям. И, наверное, в данных условиях это лучшее, что я мог бы порекомендовать.

Что до профессиональных навыков и качеств, вынужден признать:

- Существенно сократился горизонт планирования. Вряд ли кто теперь отважится взять ипотеку на 20 лет или ввязаться в длительное обучение с туманной перспективой. Будущее – за краткосрочными (до полугода) системными программами обучения, выдающими не только знания, но и диплом, который вы смело сможете обналичить в любой стране Евросоюза.

- Все инвестиции должны быть оправданы. Если вы задумались об обучении, важно помнить одно: дешевое обучение – ноль результата. Спросите себя, поднимется ли мой престиж, авторитет, называйте, как хотите, предъяви я диплом этой программы или школы своему будущему работодателю? Оптимальная стоимость качественного обучения, в которое стоит инвестировать, равняется трем-пяти вашим зарплатам. Меньше – не стоит, и больше – пока рано.

- Стремитесь. Я уже говорил выше, что придется много, очень много работать. Пока никто не гарантирует вам, что вы сможете, делая то же самое, зарабатывать столько же, сколько сегодня. Однако, кто сказал, что вы не должны инвестировать в то, чтобы прийти туда, где рано или поздно окажутся все, раньше других?

Источникhttp://forbes.ua